Игра и не-игра
Feb. 13th, 2008 11:43 pmЕщё до Нового года, несколько дней как придя в Церковь, я беседовал об этом с другом. Среди прочего он сказал: «Мне кажется, это для тебя своего рода ролевая игра».
Он не имел в виду меня обидеть. И, кстати, не обидел — потому что я его понял.
Игра — не в том смысле, что «понарошку».
(Кстати, он убеждён: в ролевых играх на самом деле нет различия между игроком и персонажем. Кого бы ты ни играл — ты всегда играешь самого себя).
* * *
Вспомнил об этом разговоре (точнее, ещё раз вспомнил; так-то он вспоминается часто), прочитав вот такую историю:
http://hildegart.livejournal.com/91656.html
Не потому, что похоже на меня. Просто вспомнил.
* * *
А вот здесь вспомнил песню «Голубая стрела». Тоже ведь на тему игры и не-игры. «Можно в синее небо с мольбою смотреть — только это уже настоящая смерть...»
Интересно, кстати, что сначала в этой песне — настоящая кровь, смерть, ложь; и только потом — настоящая жизнь.
Да, я понимаю: законы композиции, сюжет, кульминация и прочие умные слова...
* * *
Хотел вспомнить ещё одну песню, но её и так вспоминают все кому не лень.
Пусть отдохнёт.
* * *
Это не художественное произведение, это просто запись в личный дневник.
no subject
Date: 2008-02-13 09:33 pm (UTC)no subject
Date: 2008-02-14 07:06 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-14 09:44 am (UTC)Я не заморачиваюсь на этой точке зрения и даже не спорю с ней. Для меня это действительно в чём-то игра — или, точнее сказать, в чём-то похоже на игру. «Только это уже почему-то всерьёз», вот что главное.
Быть самим собой — да, конечно. Я к тому и упомянул мнение, что «играешь всегда себя самого».
no subject
Date: 2008-02-14 10:19 am (UTC)А вот ощущение сходства религиозной жизни с ролевой игрой возникает потому, что формы религиозной жизни (богослужение, архитектура и убранство храмов, тексты молитв и т.д.) создавались в иную историческую эпоху, в культуре, отличной от нашей современной. И остались практически неизменными вплоть до наших дней. Поэтому и кажется, что человек, начиная жить церковной жизнью, отрывается от сегодняшней почвы и погружается в пространство, похожее на игровое.
Но тут надо чётко понимать, что используя в своей духовной жизни элементы древней традиции, мы не изображаем из себя людей XVI, IV или I века, не притворяемся древними русичами или ромеями, а остаёмся самими собой - людьми XXI века. Мы не играем в "старину", а просто пользуемся этими архаичными формами.
no subject
Date: 2008-02-14 06:12 pm (UTC)Способ, конечно, не самый лучший. Хотя бы потому, что слишком легко по привычке принять эту Реальность за «ещё одну вторичную». Но уж если не перепутал, если понял, что в привычной «оболочке», которую ты всегда считал только игрой, вдруг оказалось Настоящее...
Собственно, об этом я и писал. Что Настоящее может прийти даже и под видом игры.
...Потому что в этой драме, будь ты шут или король,
Дважды роли не играют — только раз играют роль;
И над собственною ролью плачу я и хохочу —
По возможности достойно доиграть своё хочу!..
...А потом, когда немного лучше узнаешь это Настоящее, когда примешь его, «интерфейс» можно (и нужно) будет поменять — на более адекватный. За молоком — твёрдая пища, как положено...